В заголовке данной статьи вы видите, казалось бы, очевидное утверждение, которое мы слышим очень часто. Но, несмотря на всю его очевидность, меня постоянно интересует, как влияет качество графической информации (или вообще графическая информация) на различные аспекты, связанные с ее восприятием.

И вот недавно нашел еще несколько интересных цифр, которые позволяют оценить влияние графики на восприятие информации и результаты, зависящие от уровня ее восприятия.

Рисунок 1

Обратите внимание на рисунок 1. На плакате написано: «Мозгу проще обрабатывать информацию, представленную в виде изображений, чем в виде слов или цифр». И рядом приведены некоторые подтверждающие цифры, взятые из авторитетных источников. Давайте попробуем перевести эти утверждения.

«Обучение с использованием анимаций и другой графической информации позволяет:

  • улучшить запоминание информации на 10 %;
  • улучшить восприятие (понимание) информации на 30 %;
  • увеличивает вовлеченность обучаемого в процесс обучения на 10 %;
  • на 50 % уменьшает время обучения.

На основе результатов ряда исследований можно сделать следующие выводы:

  • использование изображений позволяет увеличить эффективность процесса обучения до 89 %;
  • анимации позволяют улучшить восприятие данных по сравнению со статистическими изображениями».

Согласитесь, достаточно существенные цифры, чтобы серьезно задуматься о способе представления данных при создании презентаций, документов, обучающих курсов и т.п.

К сожалению, значительная часть технической документации, да и некоторые учебные курсы, разрабатываемые на территории бывшего СССР, не отличаются особой информативностью. Одной из причин этого, как раз и является недостаток (невысокий уровень проработки) графической информации. За примерами далеко ходить не приходится. Попробуйте найти и сравнить руководство по эксплуатации какого-нибудь зарубежного автомобиля (будь то BMW, VW, Mercedes, Renault или Ford) с руководством машины, выпущенной отечественным автопромом и сразу все станет ясно.

За рубежом качественная техническая документация, которая передается пользователю вместе с изделием, является не только средством информационной поддержки эксплуатации изделия, но и значимым конкурентным преимуществом. Война за потребителя, которую ведут зарубежные компании, сейчас идет уже не на уровне основных потребительских характеристик изделия, которые у крупных производителей примерно схожи, а на уровне деталей, которые и определяют общее ощущения качества. Одной из таких важных деталей является документация. Если потребитель (пользователь) сможет быстро разобраться в работе сложного изделия, то это будет одним из факторов, определяющих его лояльность к той или иной компании, выпустившей изделие.

У нас пока все несколько иначе. В современных условиях Российского рынка конкурентным преимуществом уже является наличие самой документации, а даже не ее качество. К сожалению, как это не парадоксально, не все производители сложных изделий своевременно разрабатывают комплекты эксплуатационной документации на свои изделия.

Однако в последнее время отечественный производитель все больше и больше вынужден уделять внимание послепродажной поддержке изделий. Со вступлением России в ВТО эта составляющая потребительской ценности образца будет только усиливаться.

В заключении хочу привести еще ряд цифр из отчета Aberdeen Group, которые отражают эффект, достигнутый компаниями из списка Best-in-class (лучшие в отрасли) при использовании 3D графики в различных процессах (обучение, сопровождение эксплуатации, логистика и др.):

  • увеличение выручки на 19 %;
  • увеличение прибыли на 14 %;
  • увеличение межремонтных интервалов 12 %;
  • уменьшение стоимости обслуживания на 7 %.

Рисунок 2