Пн-Пт 9:00-18:00
Главная Статьи Рекомендации по составлению тендерных требований на разработку каталога деталей и сборочных единиц. Часть 2. Различия между переработкой и разработкой каталога

Рекомендации по составлению тендерных требований на разработку каталога деталей и сборочных единиц. Часть 2. Различия между переработкой и разработкой каталога

Этот пункт в рекомендациях по разработке тендерных требований оказался первым не случайно. На мой взгляд, это одна из наиболее часто встречающихся ошибок при проведении тендеров на разработку каталогов деталей и сборочных единиц.

Итак, в чем же разница между разработкой и переработкой каталога деталей и сборочных единиц? В контексте данной статьи, под переработкой понимается способ формирования каталога деталей и сборочных единиц на основе ранее разработанного документа, а под разработкой способ формирования каталога «с нуля» на основе комплекта конструкторской документации на изделие (электронную модель, мы будем рассматривать, как один из видов, входящих в состав данного комплекта в соответствии с ГОСТ 2.102-68).

Давайте разберемся, чем же отличаются эти два процесса

В первом случае, когда речь идет о переработке каталога деталей и сборочных единиц, процесс выглядит следующим образом:

Рекомендации по составлению тендерных требований на разработку каталога деталей и сборочных единиц. Часть 2. Различия между переработкой и разработкой каталога

Схема процесса переработки каталога деталей и сборочных единиц.

Таким образом, ключевым этапом процесс переработки каталога деталей и сборочных единиц является этап переработки иллюстраций и спецификаций каталога. Под переработкой иллюстраций понимается весьма широкий спектр операций от ретуширования исходной иллюстрации в графических редакторах (Adobe Photoshop, Corel PHOTO-PAINT и т.д.), до разработки 3D модели иллюстрации и ее дальнейшей визуализации (создании на 2D иллюстрации на основе 3D модели). Что касается переработки спецификаций, то она зачастую заключается в их актуализации.

Теперь посмотрим, как выглядит процесс разработки каталога «с нуля».

Рекомендации по составлению тендерных требований на разработку каталога деталей и сборочных единиц. Часть 2. Различия между переработкой и разработкой каталога

Схема процесса разработки каталога деталей и сборочных единиц «с нуля».

Итак, в случае, когда мы говорим о разработке каталога деталей и сборочных единиц «с нуля», в процессе формирования каталога деталей и сборочных единиц появляются новые этапы анализа исходных данных и формирования структуры каталога. Кроме того, добавляется несколько этапов согласования разработанных материалов с заказчиком.

Появление этапа анализа исходных данных связано с тем, что исполнителю передается копия комплекта конструкторской документации на изделие (в некоторых случаях, включая электронные модели деталей и сборочных единиц). Думаю, вы представляете, что это такое. Все эти данные нужно систематизировать, разобраться с конструкцией элементов изделия, а также упорядочить конструкторский состав изделия (в идеале – создать структуру изделия в системе, подобной PDM). В случаях, когда на предприятии используются PDM (PLM)- система, и в этой PDM «живет» полная 3D модель изделия, трудоемкость данного этапа значительно снижается.

Далее на основе анализа исходных данных, разработчик формирует структуру каталога. Формирование структуры каталога осуществляется за счет наложения следующих правил на конструкторский состав изделия:

  1. В каталоге не должны разбираться детали, составляющие неразъемную (клепаную, сварную и т. п.) конструкцию, а также детали, теряющие самостоятельность при соединении с другими деталями сваркой, пайкой и т.д.
  2. Исключение могут составлять детали, для которых изготовитель допускает замену при эксплуатации и ремонте.

Кстати, второе правило определяет необходимость согласования структуры документа с заказчиком и появление этапа согласования структуры каталога в схеме.

После согласования структуры документа с заказчиком следует этап разработки иллюстраций и спецификаций. Данный этап существенно отличается от этапа переработки иллюстраций и спецификаций в схеме процесса переработке. В случае переработки иллюстраций разработчику известны такие параметры иллюстраций, как расположение элементов изделия на иллюстрации, оптимальный ракурс иллюстрации, порядок отображения однотипных элементов изделия на иллюстрации, порядок расстановки позиций и т.д. В случае, когда иллюстрация разрабатывается «с нуля» разработчик тратит часть времени, отведенного на разработку иллюстрации, на определении данных параметров иллюстрации. В тоже время, в случае, когда иллюстрации подвергается переработке, вопросов по правильность иллюстрации, как правильно, не возникает. Это связано с тем, что проверкой переработанного каталога зачастую занимаются специалисты отдела технической документации заказчика, которые много раз видели данную иллюстрацию, а возможно и сами ее разрабатывали.

Этап формирования готового каталога по трудоемкости сопоставим, как в случае переработки каталога, так и в случае с разработкой каталога «с нуля».

Таким образом, учитывая все вышеописанное, можно сделать вывод, что разработка каталога деталей и сборочных единиц — это значительно более трудоемкий процесс, чем процесс переработки каталога. Поэтому стоит четко понимать, какой результат вы хотите получить на этапе формирования тендерных требований.

Качество каталогов, сформированных тем или иным способом

Теперь, определимся с качеством каталогов, сформированных тем или иным способом. Исходя из того, что основным назначением каталога деталей и сборочных единиц является обеспечение заказа запасных частей, то в качестве наиболее наглядного показателя качества каталога деталей и сборочных единиц можно использовать показатель его полноты. Под полнотой каталога следует понимать отношения количества деталей и сборочных единиц, приведенных в каталоге к количеству деталей и сборочных единиц, которые теоретически могут быть заказаны для данного изделия.

Здесь приведено не совсем верное суждение о полноте каталога, т.к. в целом состав каталога должен быть сформирован на основе анализа логистической поддержки (АЛП), в результате которого мы и должны получить перечень составных частей изделия, которые подлежат ремонту/замене в течение жизненного цикла изделия. Таким образом, полнота каталога это: соотношение количества элементов (деталей и сборок), указанных в каталоге, к тем, которые выявлены в ходе АЛП. Но учитывая то, что данная процедура применяется, в основном для сложных и крупных изделий (самолет, корабль), то мы здесь опустим теорию данного вопроса и, для простоты, будем считать, что показатель полноты каталога определяется эмпирически, как указано выше.

Упростим задачу и допустим, что теоретически заказать могут все, что можно разобрать. Т.е. все, что не склепано, не склеено, не сварено и т.д.

Рекомендации по составлению тендерных требований на разработку каталога деталей и сборочных единиц. Часть 2. Различия между переработкой и разработкой каталога

где P — показатель полноты каталога деталей и сборочных единиц;
Qкат. — количество деталей и сборочных единиц, приведенных в каталоге;
Qтеор.зак. — количество деталей и сборочных единиц, которые теоретически могут быть заказаны.

Оценивая разработанные и переработанные каталоги по данному показателю, можно сказать следующие:

  1. Показатель полноты каталога для переработанных документов может составлять от 30 до 70 %. Здесь есть две основных причины. Причина первая: связана с тем, что технологии разработки каталогов, которые применялись до конца 90-х годов прошлого века (да и в настоящее время имеют достаточное распространение), требуют немалых затрат, поэтому создать полный каталог на изделие было весьма трудоемким и дорогостоящим занятием (подробнее о различных методах разработки графической составляющей технической документации смотрите здесь). Поэтому приходилось принимать компромиссные решения по разработке «усеченных» каталогов деталей и сборочных единиц. Причина вторая: с начала 90-х годов и по настоящее время наблюдается острая нехватка квалифицированных инженеров и конструкторов, поэтому вопросы разработки/переработки документации, несмотря на их острую актуальность, отошли «на второй план». В некоторых случаях разработка документации велась по остаточному принципу: есть свободные специалисты – делаем, нет – тоже делаем, но уже в меньшем объеме (главное выполнить формальное требование наличия самого документа).
  2. Показатель полноты каталога для современных каталогов, разработанных «с нуля» может составлять от 80 до 100 %. Высокое значения показателя полноты каталога связано с появлением и внедрением в процессы разработки технической документации информационных технологий (САПР, PDM/PLM — системы, специализированные системы разработки технической документации (TG Builder, Arbortext), специализированные системы разработки технических иллюстраций (SAP Visual Enterprise Author, Creo Illustrator, 3DVia Composer)), обеспечивающих сокращение трудоемкости разработки документации и общее повышение ее эффективности.

Рекомендации по выбору процесса: «разработка» или «переработка»

Думаю, необходимость в переработке каталога деталей и сборочных единиц может возникнуть в случаях, когда заказчик недоволен качеством иллюстративной части каталога или его актуальностью. На самом деле такой процесс ближе к переизданию, чем к разработке «с нуля». Кроме того, подобная задача может возникнуть в случае, когда нужно изменить форму представления каталога с бумажной на электронную. Несмотря на то, что переработка обойдется значительно дешевле разработки каталога с нуля следует помнить, что поверхностная переработка (когда не происходит уточнение перечня деталей и сборок, которые должны быть включены в состав каталога) может не принести желаемого эффекта (например, если при этом полнота каталога не измениться в большую сторону, то косвенно можно потерять средства на продаже запасных частей, ведь та номенклатура, что реально востребована эксплуатантом в настоящее время, может быть не включена в каталог). Что касается разработки каталога деталей и сборочных единиц «с нуля», то такой вариант является более трудоемким, но позволяет обеспечить максимальную полноту каталога.

В любом случае выбор остается за заказчиком. Здесь опять же нужно помнить о балансе затрат и получаемом эффекте, т.е. можно дешево и быстро переработать существующий документ (не забываем здесь о том, что можно упустить определенный перечень необходимых составных частей изделия) или затратить больше средств в расчете на прибыль будущих периодов, за счет рационального построения состава каталога и максимального охвата всей номенклатуры, которая востребована на этапах эксплуатации и ремонта изделия.

Определились с разницей между переработкой и разработкой каталога деталей и сборочных единиц? Теперь необходимо определиться с его формой представления.

Поделиться
Заказать услугу
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время
Разработка ИЭТР на заказ

Похожие статьи
Рекомендации по составлению тендерных требований на разработку каталога деталей и сборочных единиц. Часть 3. Форма представления каталога

После того, как мы разобрались, чем переработка каталога отличается от его разработки, преступим к выбору формы представления каталога. Какие бывают формы представления каталогов деталей и сборочных единиц Собственно говоря, в соответствии с действующими нормативными документами существует две формы представления конструкторских документов — бумажная и электронная. Думаю, вопрос выбора формы представления каталога стоит весьма остро. С одной […]

Подробнее
Рекомендации по составлению тендерных требований на разработку каталога деталей и сборочных единиц. Часть 1. Введение

Опыт участия различных тендерах по разработке технической документации показывает, что заказчики подобных услуг не всегда корректно формируют тендерные требования. Это не удивительно, ведь необходимость в разработке различного рода технической документации (эксплуатационной и ремонтной) возникает не часто и бывает трудно сходу разобраться в разнообразии предложений по оказанию подобных услуг и множестве нормативных документов, которые регламентируют требования […]

Подробнее
Напишите нам
Загрузка...